Три ошибки, которые могут испортить выступление любого спикера - Лариса Зорина

Успешная публичная речь - навык, который можно тренировать. Лариса Зорина, основатель Лаборатории публичной речи и коммуникации “Step2Futurе”, рассказывает о главных ошибках в выступлениях.

Речь - вот один из самых важных рабочих инструментов руководителя. С помощью коммуникации раскручивается “колесо” менеджмента, вы можете и заявить о себе, и
рассказать о результатах или дать обратную связь, и даже изменить рабочую ситуацию. Причем, навык публичных выступлений нужен как руководителю, так и сотруднику, который должен уметь правильно отчитаться за проделанную работу, донести свои мысли и предложения руководству или даже просто отстоять мнение. Существует некий корпоративный стереотип, что есть слова, которые легко говорить, и есть дела, которые трудно делать, но при этом они ценятся больше, имеют больший вес. Но в жизни всё сложнее, и часто, чтобы запустить проект, нужно сначала его представить, то есть рассказать о нем именно словами.

Как оценить, успешным ли получилось публичное выступление? Главный параметр успеха вот какой: получилось ли у спикера достигнуть цели, которую он поставил при подготовке? Цели могут быть самыми разными - это и одобрение проекта, и получение новых подписчиков или заказов, и признание коллег. Если спикеру громко аплодировали, но затем никаких действий не последовало, то он просто неплохо развлек аудиторию, но не достиг цели.

Конечно, даже не слишком удачное выступление - это опыт. Как минимум вы запомните, как делать не надо. Но вместе с этим опытом может страдать самооценка, а публичные выступления и так не всем даются легко. “Страх сцены” может усилиться, и выходить к аудитории в следующий раз будет ещё сложнее. Так что давайте разберем чужие ошибки, чтобы знать, на что важно обратить внимание.

Ошибка 1: Не сформулирована цель выступления

Это одна из самых частых причин неудачных выступлений, мешающая спикеру приблизиться к тому, ради чего он вышел к аудитории. Именно эта ошибка ведет за собой больше всего последствий - проект может отложиться, может и вообще не состояться. Давайте определимся: ради чего вы выходите на сцену? Чтобы что-то рассказать, презентовать, информировать аудиторию, заявить о себе, чтобы вас запомнили? Наверняка вы готовы дополнить этот список своими пунктами. Но очень важно формулировать цель в формате ожидаемых действий аудитории: я хочу, чтобы они сделали вот что. Не “Я хочу убедить”, а “Хочу, чтобы они убедились”, “Чтобы они купили мой продукт”, “Чтобы они согласились с моим предложением”. Такой принцип целеполагания помогает нам правильно выстроить аргументацию: когда мы держим настоящую цель в фокусе внимания, то и аргументы выбираем, уже исходя из нее. Мои слушатели узнают новую, полезную для себя информацию - и именно благодаря ей купят, выберут, согласятся, запомнят. Иногда не только начинающие спикеры, но и руководители заходят в коммуникацию без четко сформулированной цели или с целью, ориентированной на процесс, а не на результат - и из-за этого результат будет размытым.

Ошибка 2: Фокус на себе

Эта ошибка в чем-то связана с первой: снова внимание спикера сосредоточено не на аудитории, а на себе или на контенте. Многие слишком озабочены тем, как они выглядят со стороны: какую позу лучше принять, достаточно ли убедительно звучит голос, как все получается, когда пора переходить к следующей части выступления. Слушатели это почувствуют, и даже при вашей внешней безупречности будет сложно установить с ними настоящий контакт. Ваше искреннее внимание должно быть направлено на аудиторию, на то, что с ней происходит в этот момент. Смотрите на людей, которые вас слушают, будьте с ними в активном диалоге: реагируйте, подстраивайте свою речь, откликайтесь, не стесняйтесь привлечь их внимание к важным моментам своего выступления, ответить на реплики. Важно быть готовым уже в момент приветствия полностью переключиться с себя на слушателей, убрать “голос внутреннего критика” и не думать о том, как вы сейчас выглядите. Вот ваша основная мотивация: “Я стремлюсь быть полезным этим людям”, а это возможно только в активном диалоге и при полном вашем внимании к аудитории.

Ошибка 3: Стадии подготовки

Запомните главное - чтобы выступление прошло успешно, его нужно обязательно готовить заранее. Не стоит надеяться на улыбку, талант импровизации или искрометный юмор. Если выйти к аудитории без подготовки, шанс на провал вырастает в разы. Просто не делайте так.

Итак, о подготовке. У всех разный стиль: кто-то сначала “носит все в голове”, а затем кратко конспектирует, кто-то сразу составляет максимально подробный план выступления, кто-то готовится заблаговременно, а кто-то все силы направляет на создание классной презентации. Это все неплохо (если, конечно, не в последний момент), но все же самые важные части выступления - начало и финал. Именно им нужно уделить больше всего времени и внимания. Начните с определения своей цели, изучите аудиторию, сформулируйте и запишите ключевые сообщения - это ваш каркас. Определите, что вы хотите сказать - эти пункты вы будете держать в голове все время. Обязательно порепетируйте начало и завершение выступления, чтобы не читать с листа. Иначе это помешает создать контакт с аудиторией. Начало и конец выступления должны быть отработаны: не стоит тут ни импровизировать, ни надеяться на вдохновение в моменте. А вот в середине выступления, когда контакт с аудиторией уже будет установлен, и вы перейдете к раскрытию тезисов - можно говорить свободнее и вступать в диалог. И тогда красивая презентация станет вам поддержкой, а не “подпоркой”.

Источник: e-xecutive.ru