Лариса Зорина: В первую очередь мы учим чётко формулировать посыл и передавать аудитории смыслы

Умение красиво и грамотно говорить, чётко формулировать свои мысли, уметь вдохновить слушателей необходимо в любой сфере деятельности. Лаборатория публичной речи и коммуникации Step2Future (Step2future), которую создала Лариса Зорина, даёт необходимые практические навыки подготовки и проведения любых выступлений. В интервью Лариса рассказала о пути в профессии, об основных составляющих успешного публичного выступления и о новых авторских методиках обучения в своей Лаборатории.

Лариса, в чём особенность, изюминка Ваших тренингов? Что их отличает от огромного количества аналогичных предложений?

Я выделяю 5 ключевых моментов. От стремления впечатлить — к передаче смыслов.

Часто слышу, что тренер должен впечатлить, влюбить в себя, у меня просят дать фишки и приёмы обольщения аудитории. Конечно, произвести яркое впечатление исключительно важно, но это не главное. В первую очередь мы учим чётко формулировать посыл и передавать аудитории смыслы.

От критики и поиска ошибок — к поиску сильных сторон.

Похвала не ради похвалы, а ради выделения сильных сторон, на которые можно опираться, и вдохновения спикера на дальнейшие речи. Ведь спикеры часто совершают множество ошибок, но если они уверены, общаются с аудиторией, доносят чёткую идею, то мы их с готовностью слушаем.

Сначала смыслы, а не постановка жестов, голоса.

Для меня первое, с чего начинается обучение выступлениям, это понимание человеком, с какой целью он выходит на сцену и что хочет сказать. Когда он это знает, тело уже получает больше уверенности, голос и жесты подстраиваются, и только тогда надо начинать целенаправленную работу с невербаликой.

От тренера, который «жжёт» сам, — к раскрытию участников, а не демонстрации своих навыков.

Я на тренинге не для того, чтобы показывать класс спикера, моя задача — раскрыть ярких ораторов в участниках. Поэтому направляю и в нужный момент отхожу в сторону, чтобы дать возможность участнику блистать на сцене.

От жёстких критериев — к подстройке в предлагаемых обстоятельствах.

Невозможно запланировать всё, бывают непредсказуемые случайности и изменения условий. Если у вас жёсткий план, вы боитесь с него сбиться и не реагируете на аудиторию. А слушатели хотят лёгкости и естественности, и дать её можно, чувствуя себя свободно, имея не гибкий план, не правильный жест, а естественный, актуальный. Спикер — вместе с аудиторией, он здесь для неё, он общается со слушателями, а не произносит заранее заученную речь.

Вы проводите тренинги онлайн и офлайн. Есть ли принципиальная разница? В чём плюсы и минусы каждого формата?

Конечно, разница есть. В онлайне часто не хватает живого присутствия, зато возможно объединить людей, находящихся в разных географических точках.

Регулярно слышу, что онлайн-обучение менее эффективно, и тут я не соглашусь. Мы успешно даём в формате видео и сопровождающей его онлайн-встрече основной материал, учим алгоритмам и технологиям. Более того, в онлайн-формате также проводим активную практику выступлений, конечно, с оговоркой, что нашим участникам ещё надо будет тренироваться выступать очно, и там у них будет несколько другой вызов.

При этом в онлайне людям трудно учиться долго, поэтому важно давать самую суть, использовать интерактив и разные программы, чтобы занятие было разнообразным и держало людей у экрана.

Расскажите немного о себе — откуда Вы, из какой семьи, чем увлекались в детстве?

Я выросла в Москве в семье инженера и учительницы истории (правда, мама довольно быстро ушла из школы, выбрала учреждение с более подходящим графиком работы, чтобы оставалось время на меня). В детстве увлекалась многим — любила читать, писала стихи и рассказы, занималась фигурным катанием, ухаживала за собакой и рыбками. В школе была инициативной, однажды в сжатые сроки поставила пьесу для школьного конкурса.

Всегда хотела учиться в МГУ, но сразу после школы не поступила (хотела на экономический факультет), пошла работать лаборантом к маме на кафедру иностранных языков РАН. На следующий год поступила в МГУ, но на географический факультет, там и училась. В университете выбрала специализацию по социальной географии, стала заниматься изучением человеческого капитала, писала курсовые по трудовой миграции, а диплом — по безработице и занятости в округах Москвы. Уже в университете начала работать в кадровом агентстве, занималась подбором персонала.

Как Вы пришли к профессии бизнес-тренера? Где и у кого этому учились? Какие проблемы, трудности были в начале пути?

Задумываться о профессии бизнес-тренера я стала в 2006 году, когда возглавляла отдел подбора персонала в маркетинговом агентстве. Руководство предложило мне провести несколько мастер-классов по проведению собеседования при приёме на работу, и эта деятельность меня вдохновила. Я решила обучиться на бизнес-тренера и потихоньку стала готовиться к уходу на фриланс. Как раз в это время в компании началась реструктуризация, и мне снизили рабочие часы. В 2007 году я прошла обучение на бизнес-тренера у Натальи Жадько и Марии Чуркиной (авторов книги «Тренинг тренеров на 100%») и уже в апреле 2007 года на базе центра обучения «Сити-Класс» начала проводить мастер-классы для рекрутеров и людей, ищущих работу.

Самым сложным в начале деятельности для меня было уверенно выходить к группе. Естественно, присутствовали страхи, что я чего-то не знаю, не смогу ответить на вопросы, группа не будет меня слушать. Я даже занималась с коучем, практиковала НЛП-техники для погружения в ресурсное (уверенное) состояние.

Расскажите, пожалуйста, о Лаборатории публичной речи и коммуникации Step2Future (Step2future). Для чего и кому она предназначена? Как появилась идея её создания? Откуда такое название?

Название Step2Future появилось в 2009 году, когда я заканчивала обучение на коуча и нам дали задание создать домен для сайта. Это название выбрала, так как я помогала людям сделать шаг в лучшее будущее.

Лаборатория публичной речи и коммуникации появилась в 2014 году, когда стала специализироваться именно на этой теме. Начала я с авторского тренинга, а потом решила проводить два раза в месяц встречи с экспертами на тему коммуникации. Назвала эти встречи «Лабораторией» — там участники могли экспериментировать, пробовать новое, не боясь ошибиться. Дальше вырос тренинговый и консалтинговый проект, работающий как с корпоративными клиентами, так и на открытом рынке.

Клиенты Лаборатории — активные профессионалы, которым надо выступать перед различными группами. Это менеджеры среднего звена и топ-уровня, эксперты, предприниматели, общественные деятели.

Кто входит в Вашу команду? По какому принципу подбираете соратников?

Сейчас наша команда — это три бизнес-тренера, два тренера по голосу и технике речи, ассистент, бухгалтер, веб-администратор. Со всеми я сотрудничаю как с фрилансерами.

Что касается принципа подбора специалистов в проект, то это происходит так: мы встречаемся, знакомимся, пробуем сделать что-то вместе, и если получается, продолжаем и повторяем. Многое происходит интуитивно. Также некоторые участники тренингов остаются с нами, учатся дальше и потом начинают работать кураторами на курсе и тренерами.

Любой ли человек может стать успешным оратором, или для этого нужны определённые способности?

Как говорится, ораторами не рождаются, ораторами становятся. Способности помогают стать оратором быстрее, но в целом любой человек при желании может научиться хорошо выступать. Главное — желание, знание принципов и практика!

Что всё-таки важнее для эффективного и убедительного выступления: точная смысловая передача или умение красиво, правильно подать материал? Какие основные ошибки делают начинающие ораторы?

Важно всё, но первичное — это смыслы. Важно знать цель выступления, понимать, для кого и зачем выступаете, и чётко сформулировать основную мысль. Однако любая прекрасная мысль не будет понята, если вы не подчёркиваете её голосом и жестами, а монотонно вещаете без контакта с аудиторией. Так что подаче тоже важно учиться.

Важно ли уметь импровизировать, откликаться на текущую ситуацию?

Импровизация — это жизненно важный навык, без неё никак. По сути, вся жизнь — это импровизация. Важно готовиться к выступлению, но умение импровизировать даёт лёгкость и непринуждённость, добавляет искренности, которая завоёвывает сердца слушателей.

Чем лучше откликаетесь на ситуацию, тем более вы естественны как спикер, а это всегда ценится.

Поделитесь с нашими читателями какими-то нестандартными, забавными случаями, которые возникали во время выступлений.

Из прошлогоднего, пандемийного. Для корпоративного клиента проводила онлайн-тренинг по сторителлингу (использование историй в бизнес-коммуникации). Группа отлично работает, обсудили видеофрагмент, пора переходить к созданию собственных историй — и тут в квартире гаснет свет. Электричества нет вообще, интернет не работает. Звоню организатору со стороны клиента, по громкой связи даю группе инструкцию по подготовке истории и получаю 15 минут, чтобы решить ситуацию.

Срочно бегу к электрикам в подъезде. Восточный мужчина объясняет, что у кого-то залило стену, и пока она не просохнет, весь подъезд будет обесточен. На мои эмоциональные вопросы о сроках починки переходит на родной язык, и понятно становится одно — через 15 минут свет не появится. А тренинг надо проводить, обязательство перед клиентом форс-мажором не оправдаешь. Смартфон сеть упорно не выдаёт, толстые стены дома — непреодолимое препятствие для моего сотового оператора. Итак, собираюсь с мыслями, слышу, что у дочери, которая в это время училась на удалёнке, идёт занятие — значит, интернет есть. Попросила её подключить к сети мой компьютер — ей пришлось прогулять оставшиеся занятия по уважительной причине (мама работает). Интернет есть, осталось организовать пространство. В рабочем кабинете темно, хоть глаз выколи. Собираю по дому все фонарики и лампочки на батарейках, и через 15 минут в эффектном освещении слушаю составленные участниками истории. Тренинг прошёл отлично, а полумрак создал впечатление, что мы рассказываем истории у костра. Участники были в восторге!

Вы проводите различные тренинги и консультации. В чём можете помочь своим ученикам? Что лично Вам дают эти тренинги?

Да, я провожу групповые тренинги и индивидуальные консультации. Тренинги обычно идут по определённой программе, по нашей методике. Тренинги помогают научиться быстро готовить структурированные выступления с чётким ключевым сообщением, даёт основной инструментарий спикера (аргументация, сторителлинг, работа с аудиторией, фишки для привлечения внимания), учит работе с голосом и жестами. Помогает повысить уверенность в себе и даже влюбиться в публичную речь.

Индивидуальные консультации — это чаще всего подготовка к конкретному выступлению или тренировка речи. Среди моих клиентов — руководители компаний, эксперты, предприниматели, топ-менеджеры.

Что дают тренинги мне? Меня восхищает, как растут клиенты, применяя нашу методику, как публичная речь преображает их, помогает им проявляться в мире и становиться счастливее.

Что такое «Блокнот для подготовки выступлений»? Как он может помочь?

Исходя из названия, Блокнот помогает подготовиться к публичному выступлению. Не всегда очевидно, с какого конца подходить к подготовке, какие вопросы себе задать, писать ли текст или тезисы, готовить слайды или репетировать на камеру. В Блокноте мы отразили систему подготовки к выступлению, которую даём на наших тренингах. Читая теоретические вставки и отвечая на вопросы, вы шаг за шагом готовите выступление, помогающее достигнуть ваших целей. Блокнот гибкий, позволяет собирать истории, готовить аргументы, продумывать ответы на вопросы аудитории, подобрать слайды для презентации. И всё это в любом удобном для вас месте — вы просто достаёте Блокнот, ручку и начинаете создавать речь. Десять речей в одном кармане — это наш «Блокнот для подготовки выступлений».

Расскажите, пожалуйста, подробнее о развивающих речевых играх. Что это такое? Какие навыки эти игры помогают развить?

Наши игры скорее коммуникационно-речевые. В каждой игре используется механика спонтанных выступлений. Человек получает задание и выступает, едва успев собраться с мыслями (на подготовку даём до 30 секунд). Так участники преодолевают свой страх в благожелательной атмосфере, пробуют себя в новых условиях и развивают навыки публичных выступлений и импровизации. Ведь как бы мы ни готовились, что-то может пойти не так, а речь интереснее слушать, когда спикер естественный, а не зажатый, с резкими, запланированными жестами и теряющийся при любом вопросе от аудитории.

В нашем арсенале несколько игр. Это прежде всего наша флагманская игра «Риторический покер» (создана мной в 2017 году совместно с Александрой Алешковой и Анастасией Решетниковой) и коробочная игра «Кто прав?!» (2018 год, соавторы — Кирилл Гиренков и Александра Алешкова).

В Ваш проект ещё входит Open Театр? Что это такое? Для чего, для кого он создан?

Это авторский театр импровизации Екатерины Максимовой, который уже третий год работает под нашей эгидой. Open Театр — уникальное мероприятие, где любой участник может почувствовать себя кем-то другим, расширить свой диапазон восприятия и поведения и даже стать актёром в настоящей пьесе. Метод Екатерины помогает людям раскрепоститься, проявляться и улучшить свою коммуникацию и жизнь в целом.

Как повлияла пандемия на Вашу жизнь, бизнес? Что изменилось за последний год?

Основное изменение — наш выход в онлайн. До пандемии мы на 95% работали очно, вебинары и онлайн-курсы я проводила редко, основной фокус был на очной групповой или индивидуальной работе. Пандемия подхлестнула нас к записи видеокурса, который используем в нашем онлайн-курсе «Яркая публичная речь», и мы очень рады, что успели сделать это вовремя. Сейчас онлайн-курс дополняется и улучшается, готовимся к новому запуску.

Что даёт Вам силы, энергию, вдохновляет, заряжает в жизни?

В профессиональном плане — рост моих клиентов, новые темы, которые я изучаю и разрабатываю. Прогулки, поездки — очень люблю ездить на машине. Походы в галереи искусства. Общение с интересными людьми.

Как проводите свободное время, отпуск? Есть ли хобби?

Очень люблю путешествовать. Посетила 43 страны, сейчас, в пандемию, активно путешествую по России — была на Алтае, в Дагестане, Мурманске, поездила по Золотому кольцу с семьёй.

В нашем проекте мы организовываем туристическо-образовательные поездки, уже возили группы в Переславль-Залесский, два раза — в Дагестан, сейчас набираем группу в Армению.

Люблю чтение, стараюсь читать художественную литературу, жаль, что не всегда хватает на это времени и сил. Играем в настольные игры с детьми и друзьями.

Какие у Вас планы на будущее?

Планирую расширить наши онлайн- и офлайн-школы, готовить спикеров и тренеров по ораторскому мастерству, написать книгу. И самое важное — находиться в балансе и гармонии, делая полезное дело и, улучшая жизни других, самой наслаждаться жизнью.

Источник: persono.ru