Ваш выход: советы НКО для публичных выступлений

Как расположить слушателей и завладеть их вниманием, когда вы выступаете на публике, проводите презентацию для бизнеса или просто произносите новогодний тост, рассказал в медиаклубе «АСИ — Благосфера» Кирилл Гиренков, специалист по публичным выступлениям.

С чего начать

Определите цель аудитории

При подготовке к выступлению нужно понять, зачем люди придут вас слушать, говорит Кирилл Гиренков. Например, если вы представляете свой проект бизнесу, то цель этой аудитории — определить, готовы ли они сотрудничать с вашей НКО, насколько им это выгодно.

Поймите свою цель

Задайте себе вопрос — что должна сделать аудитория после вашего выступления: поддержать ваш проект, стать его участником, стать вашим партнером?

У цели аудитории и вашей есть точка пересечения. Исходя из нее нужно сформулировать ключевое сообщение — главную идею речи, одно предложение, до которого ее можно сократить.

Что говорить

Людям интересно именно содержание, а не шоу. «Все устали от спикеров, которые красиво размахивают руками. Людям сложно ассоциировать себя с таким выступающим, и это может вызывать недоверие», — говорит Кирилл Гиренков. Поэтому главное — подготовить содержательную часть.

Вступление

Эксперт предупреждает: человек удерживает непроизвольное внимание около 8 секунд. Чтобы захватить внимание, необходимо эффектное вступление.

Свое выступление можно начать с интересного факта или вопросов к аудитории, можно привести цифры, рассказать случай из практики, пошутить. Если вы выступаете на панельной дискуссии, обратитесь к предыдущим ораторам и свяжите свою тему с их выступлениями. Можно сделать вступление интригующим, например начать с парадоксального заявления.

Некоторые спикеры используют наглядный материал, причем не только слайды презентации. Например, Билл Гейтс в начале выступления о малярии рассказал, что ее распространяют комары, и открыл банку с комарами. И хотя они не были переносчиками болезни, такое вступление сразу заинтересовало аудиторию.

Если вы волнуетесь, признайтесь в этом аудитории. Вы будете чуть меньше нервничать и станете чуть ближе к слушателям.

Основная часть

Более 55% людей раздражает, если в выступлении нет структуры. Это подтверждается данными Business Speech Science Research. Структура помогает аудитории воспринимать вашу речь.

Самые простые и выигрышные — трехшаговые структуры:

  • во-первых, во-вторых, в-третьих;
  • хорошо, лучше, лучше всего;
  • плохо, хуже, хуже всего;
  • раньше, сейчас, в будущем.

Заключение

Лучше всего аудитория запоминает начало и конец выступления. Поэтому в хорошем заключении вы можете исправить плохое вступление и не слишком удачную структуру.

В заключении можно акцентировать внимание на основной мысли, призвать к действию, попытаться вызвать у аудитории эмоции. Полезно связать последние фразы с первыми — так у слушателей создается эффект целостности.

Что раздражает аудиторию

  • мало конкретных примеров;
  • слишком много информации за короткое время: оставляйте только то, что работает на вашу цель и ключевое сообщение;
  • монотонная речь, слабый голос;
  • излишняя экспрессия;
  • нет включения аудитории;
  • слишком сильное волнение;
  • закрытые позы: не бойтесь позиций, которые считаются закрытыми, главное — ведите себя естественно и меняйте положение тела.

Применяем навыки в праздничном тосте

Тост — одна из разновидностей публичного выступления. Его отличие — в краткости, оптимальная длина тоста — 2 минуты, говорит эксперт.

Содержание остается тем же: во вступлении важно обозначить тему (ключевое сообщение). Как правило, это одно предложение. В заключении — то же ключевое сообщение, но в более эмоциональной формулировке.

Структура тоста — это направление мысли. В новогоднем тосте основная часть посвящена обзору прошлогодних событий и пожеланиям для будущего года. Тосты по другим поводам более разнообразны. Если вы отмечаете день рождения организации, сосредоточьтесь на той из ее ценностей, которая для вас наиболее важна.

Как отвечать на вопросы

Вопросы — это не экзамен, а ваш шанс пообщаться с аудиторией, более точно донести мысль и закрепить сообщение, говорит эксперт.

  • Выслушайте вопрос полностью, даже если вы поняли, в чем он состоит;
  • Не отвечайте немедленно, возьмите паузу на размышление;
  • Чтобы лучше понять, как ответить, можно повторить или перефразировать вопрос;
  • В ответ желательно включить один из пунктов вашего выступления, а в идеале — еще раз проговорить ключевое сообщение;
  • В ответе обращайтесь не только к тому, кто задал вопрос, но и ко всей аудитории.

При подготовке к публичному выступлению подумайте, какие вопросы могут возникнуть у аудитории. Найдите в речи места, за которые могут зацепиться. Если вы не знаете, как ответить на вопрос, сообщите, что готовы ответить на него позже, когда соберете дополнительную информацию, и обменяйтесь контактами с тем, кто его задал.

Если слушатель настроен враждебно и критикует ваше выступление, нужно призвать его конкретизировать и сузить вопрос.

«Даже если вы видите, что человек, который задает вопрос, больший эксперт в теме, выступаете именно вы. Старайтесь поймать в этом вопросе рациональное зерно. Если он хочет показать, что вы чего-то не знаете или что он с вами не согласен, дополнительно проговорите свою позицию. Но не теряйте доброжелательность, иначе возникнет конфронтация между спикером и аудиторией. Если вы начнете обороняться, найдутся люди, которые будут на вас нападать», — объясняет Гиренков.

Интервью было подготовлено для: АСИ — Благосфера