12 дек

Выход из зоны комфорта как использовать во благо?

В декабре 2013 года я была приглашена вести семинары для немецкоязычных руководителей. Аудитория была довольно сложная - требовательная, не очень благожелательно настроенная, поскольку они считали, что семинары по данной теме им не нужны, а уж если они ведутся, то должны быть в другом формате, нежели запросил от нас отдел персонала. Более того, это был мой первый тренинговый проект после годичного перерыва, да еще и впервые на немецком языке.

Как все прошло? Если честно, я пережила эти дни под девизами "Оставить это позади себя!", "Преодолеть!" и закончила проект с одной мыслью "Никогда больше! (не буду проводить тренинги вообще)».  Я была энергетически истощена, меня буквально трясло при воспоминаниях о прошедших днях, хотя по большому счету, ничего страшного не случилось, мне хватило силы воли и профессионализма вырулить и выплыть.

Знакомы ли вам такие ситуации? Бывают ли у вас такие моменты, когда после завершения проекта вы хотите все забросить к чертовой матери и больше не вспоминать?

Такое случается, когда вы слишком далеко выпрыгиваете из зоны комфорта. Например, неопытному оратору поручают выступить перед серьезной профессиональной организацией или молодого менеджера по продажам отправляют к чересчур жесткому клиенту. В моем случае огромную роль сыграл длительный перерыв в тренинговой практике по семейным обстоятельствам и ведение языка на иностранном языке, в течение которого выяснилось, что несмотря на свободный немецкий язык, модерирование дискуссии идет не так легко, как в родном языке – для меня оказалось совершенно невозможно фиксировать результаты на флип-чарте и одновременно слЫшать, что говорят участники дальше.

К сожалению, очень многие, слишком далеко выскочив из зоны комфорта, больше не решаются вернуться в конкретные отрасли, профессию, замыкаются в своей раковине и перестают развиваться.
Как не попасть в эту ловушку? Выход один - "гомеопатические дозы" выхода из зоны комфорта. Нет опыта выступлений - сначала соберите группу друзей и выступите перед ними. Потом организуйте выступление покрупнее, на ту же теме, но уже в менее знакомой аудитории. Это могут быть коллеги и дальние знакомые.
Если вы занимаетесь продажами, то сначала работайте с лояльными клиентами, с небольшими и не очень требовательными компаниями, потихоньку выходя на более сложных заказчиков, которые помогут вам подготовиться к самому большому вызову.

А что, если с вами уже произошло то, что произошло со мной?

Предлагаю 5 шагов для позитивной обработки негативного опыта:

1) Прежде всего зафиксируйте случившееся. Что произошло? Признаки выхода из ЗК - повышение неуверенности в себе, сковывающий тело страх, желание забиться в скорлупу и нежелание обсуждать произошедшее с другими.

2) Дайте себе немного отдохнуть,  пережить этот сложный период. Позаботьтесь о себе, ваш физический и эмоциональный ресурс – это Ваша самая главная ценность в данное время.

3) Проанализируйте, что было сложнее всего и почему, составьте список навыков, которые вам надо развивать для успешного решения задачи.

4) Действуйте – берите новые проекты, уверяю вас – после такой «растяжки» вам многое уже по плечу. Относитесь к себе бережно, рассчитывайте силы – если проект ожидается сложный, постарайтесь уделить как можно больше времени подготовки. Тренируйтесь «на кошках» - проработайте эту тему в малой лояльной группе, это довольно эффективный способ – ваши друзья и коллеги бесплатно узнают новую информацию, а вы потренируетесь.

5) Верьте в себя, знайте – чем больше вы пробуете нового, чем больше выходите за рамки, тем шире становится ваша зона комфорта, и сложным группам или клиентам будет все тяжелее нарушить душевный покой профессионала.