Не находите ли Вы странным, что женщины, завоевав множество традиционно мужских сфер, остались на вторых ролях в публичных выступлениях? Мы знаем много женщин- ученых, руководителей, врачей, полицейских и таксистов, но женщина-оратор до сих пор для многих звучит как «оксюморон»?
Некоторые уважаемые специалисты (мужчины) даже считают, что женщина не создана для ораторства, так как ее стиль не вторжение (как у мужчины), а демонстрация себя. Неужели место женщины – у огня в пещере (ой, то есть у плиты на кухне), а вовсе не на сцене – открытой, опасной, следовательно, неподходящей для женщины с точки зрения эволюции?
Похоже, женщины сами верят в это и особо не стремятся на сцену. В Европе подавляющее большинство спикеров и тренеров – мужчины (до 80%). Организаторы всемирно известной конференции TED прикладывают огромнейшие усилия, чтобы соотношение полов среди спикеров было один к одному. Женщины чаще всего отказываются, находят разные причины не выступать – семейные обстоятельства или чрезвычайная занятость.
Что же все-таки мешает женщине успешно заниматься публичными выступлениями?
Во-первых, женщина чаще всего чувствует себя некомфортно перед аудиторией, и это действительно связано с эволюцией и традиционной ролью женщины – находиться в безопасном месте, оберегать потомство, хранить очаг. Нахождение на сцене – это уже гигантский выход из зоны комфорта. Инстинкт побуждает женщину прятаться, не быть на виду.
В то же время, как уже было упомянуто выше, среди мужчин бытует стереотип, что женщины любят красоваться, показывать себя. В бизнес-сообществе принята строгость, здесь место умной женщине, а не «вертихвостке». Конечно же, она непременно должна быть ухоженной и красивой, но все-таки от нее ожидается больший аскетизм в самовыражении, «зачехленность». А это выражается в выступлениях таким образом, что женщины утыкаются в свои бумаги, монотонно что-то бубнят или сосредоточенно водят лазерной указкой по слайдам пауэр-пойнта. Понятно, что такие выступления не имеют ничего общего с ораторским мастерством.
А третья причина кроется в женском голосе. Голос харизматичного оратора – это низкий, грудной, бархатный, сильный. Женщины же, говоря высоким голосом, пользуясь верхним резонатором, раздражают, снижают доверие к себе. Все сказанное высоким голосом воспринимается мужским мозгом как истерика, соответственно полностью выключается из внимания.
Да, наш мир предъявляет женщинам очень высокие требования.
Однако, руководствуясь правилом о том, что недостатки — это продолжение достоинств, я вижу огромные преимущества в природных данных женщин, которые могут дать отличный старт к успеху в публичных выступлениях. Особенно в 21 веке, когда ораторы в пиджаках, показывающие графики и таблички, уже не так актуальны, как живые, теплые рассказчики.
Женщина владеет, по меньшей мере, двумя «тайными оружиями» оратора.
- Женщина по своей природе хорошо чувствует людей, обладает интуицией. Это качество чрезвычайно важно в коммуникации, а публичная речь – это частный случай коммуникации. Оратору в первую очень важно найти контакт с аудиторией, и тут женщина даст фору любому мужчине – чувствуя настроение, она может подстроиться и повести слушателей в том направлении, которое нужно ей. Здесь помогает женская мягкость и эмпатия.
- Женщины эмоциональны, а ведь только эмоциональное выступление может захватить. Более того, ученые доказали, что решения мы принимаем только через эмоции, как бы нам ни казалось, что важны логические аргументы. Здесь как раз у женщины снова преимущество перед мужчинами. Мужчина, которые слишком эмоционально выступают, часто производят впечатления пустослова, кажется, что он давит на аудиторию, пытаясь что-то впарить. Для женщины эмоциональность естественна, и научившись этим качеством управлять, можно быть очень успешной на сцене.
Используя эти 2 сильные стороны как свою опору, можно уверенно развиваться в публичных выступлениях. А следующие 5 рекомендаций помогут женщине на этом пути:
1. Важно хорошо подготовиться. Как мы уже обсудили, спрос к женщине, которая вышла на сцену, больше, чем к мужчине. Следовательно, очень важно хорошо структурировать свою речь, чтобы нивелировать стереотип о «женской логики». Важно уметь аргументировать логически, знать причинно-следственные связи во всем, о чем рассказываете.
2. При этом необходимо оставаться самой собой, не изображать из себя кого-то, кем, по вашему мнению, должен быть оратор на сцене. Важен контакт с «внутренней собой».
3. Следует одеваться в своем стиле и в контексте. Выбирать одежду, подчеркивающую достоинства и не сковывающую движений. Не надо слишком сексапильной одежды, но и не стоит зачехляться. Слишком яркий наряд отвлечет аудиторию от смысла, но слишком тусклый не выделит Вас из толпы. Ищите баланс.
4. Непременно стоит поработать над голосом, выработать привычку говорить в грудном резонаторе. Это достигается с помощью регулярных тренировок, сейчас распространены «голосовые тренинги».
5. И, в завершение, рассказывайте истории, старайтесь не забивать речь аргументами. Истории должны быть подготовленными, с четкой выпуклой моралью, без «а он..», «а она…». Человек, рассказывающий историю, не только моментально приковывает к себе внимание аудитории, также он снимает свой страх, потому что наш мозг любит истории, он посылает организму сигнал о том, что опасности нет. Истории пробуждает эмоции, передают ценности.
Женщина-оратор – это не оксюморон, это яркий, самобытный, целеустремленный рассказчик, которых пока так мало в мире публичных выступлений. Давайте исправим эту ошибку!
Автор статьи: Лариса Зорина (статья написана для проекта «Career for Women» http://careerforwomen.ru/oratorskoe-masterstvo/).