26 фев

Метафора в тренинге

В завершении семинара (10 сентября) мы коснулись темы «Метафора в тренинге». Сегодня я хочу поделиться информацией о том, как использовать метафору в тренингах.

Согласно теории концептуальной метафоры Лакоффа и Джонсона, метафора – не только художественный прием, но и принадлежность действительности вообще, поскольку сравнение одного предмета, явления или действия с другими, поиск аналогий свойственны человеку.

Метафора связывает левое и правое полушарие, стимулирует возникновение образов, которые в свою очередь способствуют лучшему запоминанию информации.
Кроме того, удачно подобранная метафора показывает путь к решению проблемы. Это возможно тогда, когда связи между элементами метафоры подобны отношениям между звеньями проблемы. Если два явления схожи не только по внешним признакам, но и по внутренним, тогда метафора будет отзываться в подсознании и пробуждать новые ресурсы. При этом метафора должна быть продумана до мелочей. В поисках метафоры надо представить тренинг, или тему, их суть, попытаться визуализировать шаги, действия, компоненты и их связь между собой.

На семинаре одним из участников была предложения метафора «Дорога» для описания структуры тренинга. Она начинается в пункте А, потом мы проходим через повороты, препятствия, и достигаем цель – результат тренинга. Мы видим, что у дороги, и у тренинга есть начало и конец, а при движении по дороге можно попасть в новые города и искать нужный адрес, так же на тренинге можно узнать новый материал и искать пути решения проблемы.
Будьте внимательны, при использовании метафоры «Дорога» важно направить ее слева направо, снизу вверх, ни в коем случае ни по спирали, ни по полукругу назад – психологически это воспринимается как регресс, а наша дорога должна быть только вперед.
Также для презентации структуры тренинга хорошими метафорами являются дерево или дом.

Важно четко продумать – в случае дерева как метафоры - что в нашем тренинге корни, что ствол, что крона, что листья. В случае дома – что является фундаментом, окнами, дверями, стенами, крышей…
Очень показательными бывают метафоры, основанные на архетипах (всем известных героях сказок, сюжетах). Например, во время обучения у Игоря Родченко наша группа придумала ролевую игру, героями которой были 3 богатыря, которые сватались к Василисе Премудрой (она и не планировала замуж, а писала диссертацию – Премудрая же).

Таким образом, очевидно, что метафора является важнейшим инструментом влияния – и для тренера, и для оратора.