06 мая

Успех в краткости, или упрощая сложное

Подумайте, сколько времени Вы готовы уделять чему-то одному? Концентрироваться на чем-то, если у Вас нет цели именно сейчас внимательно и досконально это изучить? Например, попалась интересная статья в интернете или видео выступления интересного человека… Скорее всего, не более 10-15 минут. Так и Ваша аудитория – вряд ли она готова слушать речи «коротенько, минут на 40», если она пришла на выступления спикеров, а не на мастер-класс одного оратора. Да и когда тренер ведет мастер-класс, каждые 10-15 минут он меняет формат работы: то дискуссию затеет, то групповую работу, то поднимет аудиторию и заставит ее двигаться.

Поэтому в век обилия информации и преобладания «клипового мышления» у нас нет больше привилегии «растекаться мыслию по древу», произнося пространные речи в духе древнегреческих ораторов - важно быть краткими и уметь за короткое время сказать о главном.

Какие есть форматы коротких речей? Я приведу четыре, с которыми я регулярно сталкиваюсь в своей практике. Сразу прошу прощения за английские термины, как-то так сложилось, что эти форматы родились за рубежом, где культура ораторского мастерства старше, чем у нас.

  1. Elevator Pitch – короткая самопрезентация в лифте, занимает 30-60 секунд. Это высший пилотаж краткости и содержания. Здесь важно привлечь внимание собеседника, рассказать, какие его проблемы Вы можете решить, и привести пример удачного примера решений.
  2. Sales Pitch – короткое выступление, призванное привлечь внимание к Вашим товарам и услугам, примерно 3-5 минут.
  3. Речь в стиле Toastmasters – принята в международном ораторском клубе Toastmasters, 7 минут, часто отражающая личный опыт, действующая на эмоции зрителя, с элементами актерского мастерства.
  4. Презентация в стиле TED – 10-12 минут, с эмоциями и историей и чаще всего без Power Point.

В марте и апреле 2016 года я участвовала в двух мероприятиях: был судьей на Лифт-Шоу Игоря Родченко в Санкт-Петербурге ( парад-конкурс коротких речей - 3 минуты 33 секунды) и ведущей локального мероприятия TED - TEDxBelkino в Обнинске, где на каждую речь было выделено 10 минут. По итогам этих замечательных и чрезвычайно познавательных конференций я могу отметить следующие моменты, которые мешали выступающим достичь цели:

  • Оратор говорил очень много, стремясь показать всю свою экспертность, однако к концу выступления не успевал дойти до сути, основной мысли;
  • Оратор говорил кратко, при этом слишком быстро переходил от вступления к заключению, которое было мало связано с вступлением.
  • Оратор работал с аудиторией (предлагал сделать упражнения), но из-за цейтнота не давал аудитории времени на "переваривание" и осмысления опыта, поэтому было не всегда легко согласиться с его выводами.
  • Оратор говорил сложно, употребляя много незнакомых терминов, и не раскрывал их.

Какие же речи были успешными?

Те, в которых оратор:

  • был искренен, динамичен и отлично контактировал с публикой,
  • простыми словами сообщал довольно известные, но важные вещи,
  • упрощал сложное содержание, делая его понятным для остальных,
  • формировал свою речь так, что мы видели яркое вступление, структурированную основную часть и четко слышали заключение – призыв к действию
  • использовал личные истории для иллюстрации

Символично, что девизом TEDxBelkino был: "Упрощая сложное".  Эти слова должны стать девизом для всех, кому предстоит подготовить короткую речь. Путь к сердцу (и уму) слушателя лежит через простые концепции. И еще, конечно же, через искренность, любовь к теме и желание говорить с аудиторией.